Изучение
межличностных отношений проводится в игровой форме. Детям предлагается
расселить по домикам всех учащихся
класса (их имена и фамилии называет взрослый, дети записывают данную фамилию в
нужном домике). Домики разные: дворец (I
выбор), квартира (II выбор), изба (III
выбор), шалаш (IV выбор). Психолог
заносит данные в таблицу, используя цифры (I, II, III, IV). После заполнения
таблицы можно по специальной формуле подсчитать социометрический статус ребенка
(С):
где ВI — количество первых
выборов (дворец),
ВII — количество вторых
выборов (квартира),
ВIV — количество четвертых
выборов (шалаш),
К — количество учеников в
классе.
Например, Алеша Р. получил ВI — 4, ВII — 5, ВIII — 2, ВIV — 3. В группе
15 учеников. Статус обследуемого равен:
Что это
означает?
От 3,4 до 3 — лидер.
От 2,9 до 2,5 —
предпочитаемый.
От 2,4 до 2 — принятый.
От 1,9 до 1 — изолированный.
Таким
образом, ученик, набравший 2,7 балла, имеет в своем классе положение
предпочитаемого.
Чтобы наглядно отобразить межличностные отношения и структуру
коллектива, можно расположить всех учащихся в зависимости от их статуса на
орбитах социограммы. (Позиция Алеши Р. в группе на социограмме обозначена
цифрой 1.)
Литература: Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного
психолога», «Просвещение», «Учебная литература», Москва, 1996г.
«Определение уровня воспитанности учащихся»
Цель: выявить уровень воспитанности учащихся школы.
Задачи заключаются в:
1.
определить состояние уровня воспитанности учащихся;
2.
оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного
процесса;
3.
по результатам мониторинга наметить управленческие
решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности
учащихся.
4.
отследить траекторию развития учащихся 1-11 классов, в
процессе воспитательной работы школы.
В качестве объекта выступает воспитательный процесс в школе.
Предметом исследования являются условия и факторы, обеспечивающие
развитие личности учащихся в системе воспитания.
Гипотезы исследования: постоянное диагностирование по параметрам
развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности
учителей по воспитанию учащихся; позволяет определить траекторию развития
каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня
воспитанности.
Основные методы исследования:
·
наблюдение,
·
беседа,
·
анкетирование.
Методика проведения:
Воспитанность - это интегративный показатель
сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе.
Измерение уровней воспитанности
учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.
Критерии оценок и показатели
воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать,
чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам, соответствующим
специфики школы, а именно: 1-5 классы; 6-8 классы. 9-11 классы.
Основные требования к определению критериев
воспитанности:
Связь критериев с целями
воспитания, т.е. цели воспитания переходят в критерии оценки уровня
воспитанности (см.приложение). Каждый критерий состоит из показателей, которые
дают информацию о связях, отношениях ученика с объектами, отраженными в целях
воспитания.
ДИАГНОСТИКА
уровня
воспитанности учащихся
Инструкция: Напротив утверждений
поставьте соответствующий балл, учитывая что:
1 балл: - у меня другая позиция
2 балла – никогда
3 балла – редко
4 балла – часто
5 баллов – всегда
Критерий/
утверждение
|
Я оцениваю
себя вместе с родителями
|
Меня
оценивает учитель
|
1.
Эрудиция
(начитанность и глубокие познания в какой – либо области науки):
|
||
Прочность и глубина знаний
|
||
Культура речи
|
||
Доказанность
и аргументированность суждений
|
||
Сообразительность
|
||
Использование дополнительных источников
|
||
2.
Отношение к труду:
|
||
Старательность и добросовестность
|
||
Самостоятельность
|
||
Внимательность
|
||
Бережливость
|
||
Привычка к самообслуживанию
|
||
3.
Я и природа:
|
||
Бережное отношение к земле
|
||
Бережное отношение к растениям
|
||
Бережное отношение к животным
|
||
Стремление сохранить природу в повседневной жизни и
труде
|
||
Помощь природе
|
||
4.
Я и общество:
|
||
Выполнение правил внутреннего распорядка
|
||
Выполнение правил поведения для учащихся
|
||
Следование правилам и нормам человеческого общежития
|
||
Милосердие как противоположность жестокости
|
||
Участие в общественной жизни класса и школы
|
||
5.
Эстетический вкус (отношение к прекрасному):
|
||
Аккуратность, опрятность
|
||
Культурные привычки в жизни
|
||
Внесение
эстетики в жизнедеятельность
|
||
Умение находить прекрасное в жизни
|
||
Посещение культурных центров
|
||
6.
Я (отношение к себе):
|
||
Я управляю собой, своим поведением
|
||
Умею организовать свое время
|
||
Соблюдаю правила личной гигиены
|
||
Забочусь о здоровье
|
||
У меня нет вредных привычек
|
Обработка результатов
По каждому критерию выводится одна
среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые
потом складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным
определением уровня воспитанности.
Уровень воспитанности
Высокий уровень – от 5 до 4,5 баллов
Хороший уровень – от 4,4 до 4 баллов
Средний уровень – от 3,9 до 2,9 баллов
Низкий уровень – от 2,8 до 2 баллов
Сводный лист
данных изучения уровня воспитанности учащихся __________ класса
№
|
Ф.И.О.
|
Эрудиция
|
Отношение к труду
|
Я и природа
|
Я и общество
|
Эстетический вкус
|
Отношение к себе
|
Средний балл
|
Уровень воспитанности
|
В классе ___________________ учеников, из них:
______________________________ имеют высокий уровень
воспитанности;
______________________________ имеют хороший уровень
воспитанности;
______________________________ имеют средний уровень
воспитанности;
______________________________ имеют низкий уровень
воспитанности.
Классный
руководитель_____________________________________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий