Диагностики


Изучение межличностных отношений проводится в игровой форме. Детям предлагается расселить по домикам всех учащихся класса (их имена и фамилии называет взрослый, дети записывают данную фамилию в нужном домике). Домики разные:  дворец (I выбор),  квартира (II выбор), изба (III выбор), шалаш (IV выбор).  Психолог заносит данные в таблицу, используя цифры (I, II, III, IV). После заполнения таблицы можно по специальной формуле подсчитать социометрический статус ребенка (С):
где ВI — количество первых выборов (дворец),
ВII — количество вторых выборов (квартира),
ВШ — количество третьих выборов (изба),
ВIV — количество четвертых выборов (шалаш),
К — количество учеников в классе.
Например, Алеша Р. получил ВI — 4, ВII — 5, ВIII — 2, ВIV — 3. В группе 15 учеников. Статус обследуемого равен:
Что это означает?
От 3,4 до 3 — лидер.
От 2,9 до 2,5 — предпочитаемый.
От 2,4 до 2 — принятый.
От 1,9 до 1 — изолированный.
Таким образом, ученик, набравший 2,7 балла, имеет в своем классе положение предпочитаемого.
Чтобы наглядно отобразить межличностные отношения и структуру коллектива, можно расположить всех учащихся в зависимости от их статуса на орбитах социограммы. (Позиция Алеши Р. в группе на социограмме обозначена цифрой 1.)

Литература:  Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога», «Просвещение», «Учебная литература», Москва,  1996г.


«Определение уровня воспитанности учащихся»
Цель: выявить уровень воспитанности учащихся школы.

Задачи заключаются в:

1.                 определить состояние уровня воспитанности учащихся;

2.                 оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;

3.                 по результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.

4.                 отследить траекторию развития учащихся 1-11 классов, в процессе воспитательной работы школы.

В качестве объекта выступает воспитательный процесс в школе.

Предметом исследования являются условия и факторы, обеспечивающие развитие личности учащихся в системе воспитания.
Гипотезы исследования: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности учителей по воспитанию учащихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.

Основные методы исследования:
·                    наблюдение,
·                    беседа,
·                    анкетирование.



Методика проведения:

   Воспитанность - это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе.
Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.
Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам, соответствующим специфики школы, а именно: 1-5 классы; 6-8 классы. 9-11 классы.

Основные требования к определению критериев воспитанности:

Связь критериев с целями воспитания, т.е. цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности (см.приложение). Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях, отношениях ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.

ДИАГНОСТИКА
уровня воспитанности учащихся

Инструкция: Напротив утверждений  поставьте соответствующий балл, учитывая что:

1 балл: - у меня другая позиция
2 балла – никогда
3 балла – редко
4 балла – часто
5 баллов – всегда
Критерий/ утверждение
Я оцениваю себя вместе с родителями
Меня оценивает учитель
1.                  Эрудиция (начитанность и глубокие познания в какой – либо области науки):
Прочность и глубина знаний


Культура речи


Доказанность и аргументированность суждений


Сообразительность


Использование дополнительных источников


2.                 Отношение к труду:
Старательность и добросовестность


Самостоятельность


Внимательность


Бережливость


Привычка к самообслуживанию


3.                  Я и природа:
Бережное отношение к земле


Бережное отношение к растениям


Бережное отношение к животным


Стремление сохранить природу в повседневной жизни и труде


Помощь природе


4.                 Я и общество:
Выполнение правил внутреннего распорядка


Выполнение правил поведения для учащихся


Следование правилам и нормам человеческого общежития


Милосердие как противоположность  жестокости


Участие в общественной жизни класса и школы


5.                 Эстетический вкус (отношение к прекрасному):
Аккуратность, опрятность


Культурные привычки в жизни


Внесение эстетики в жизнедеятельность


Умение находить прекрасное в жизни


Посещение культурных центров


6.                 Я (отношение к себе):
Я управляю собой, своим поведением


Умею организовать свое время


Соблюдаю правила личной гигиены


Забочусь о здоровье


У меня нет вредных привычек



Обработка результатов
По каждому критерию выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые потом складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Уровень воспитанности
Высокий уровень – от 5 до 4,5 баллов
Хороший уровень – от 4,4 до 4 баллов
Средний уровень – от 3,9 до 2,9 баллов
Низкий уровень – от 2,8 до 2 баллов


Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся __________ класса

Ф.И.О.
Эрудиция
Отношение к труду
Я и природа
Я и общество
Эстетический вкус
Отношение к себе
Средний балл
Уровень воспитанности































































































































































































В классе ___________________ учеников, из них:

______________________________ имеют высокий уровень воспитанности;

______________________________ имеют хороший уровень воспитанности;

______________________________ имеют средний уровень воспитанности;

______________________________ имеют низкий уровень воспитанности.


Классный руководитель_____________________________________________________



Комментариев нет:

Отправить комментарий